ПИТЕР ДЖЕЙМС. УБИЙСТВЕННО ЖИВ

четверг, 18 июня 2009 г. |

5.64
Итак, Питер Джеймс - для меня новое имя. Пишут, что "лучший английский писатель криминального жанра".
Понятно: что ни писатель, то "самый лучший"
Начала с "Убийственно жив". - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 493 с.

Ничего, читать можно. Нормально. Восторгов нет, но - тем не менее.
Книга примерно страниц 500. Прочитав из них 100, мне уже всё было ясно - в смысле преступника, кто он. И начала, естественно, раздражаться, что время трачу, еще и деньги, и всё это только выкинуть. Ещё и преступник не знает, что он преступник. Ну да, раздвоение личности. Ну сколько можно!

Через ещё какое-то количество страниц меня захватило: главный мой читательский интерес был уже в самом процессе - КАК, собственно, то, что уже понятно мне, станет понятно английским сыщикам. И так можно держать интерес и напряжение в детективе.
Но очень быстро я над собой посмеялась - никакого раздвоения личности у преступника! Правда, тут же сразу напрашивался очевидный ответ, если нет раздвоения личности, а есть противоречивые улики , указывающие на то, что стопроцентно именно этот человек убийца и улики, на сто процентов подтверждающие, что этот человек никак не мог убить.
А вот не буду рассказывать, что за очевидный ответ. Если не раздвоение личности, то какое еще раздвоение возможно? Ну да, очевидный ответ.
Интерес то ослабевал, то тут же возрождался. В общем, читать, повторяю, можно.

Герой детективов Питера Джеймса - суперинтендент Рой Грейс. Человек симпатичный, со своими историями с женщинами, к ним - историям - тоже в общем-то приковывается читательское внимание. Мне, например, очень интересно, что же случилось с его пропавшей 10 лет назад женой. Женщину неожиданно увидели в другой стране друзья Роя. А у Роя уже другая женщина, другая любовная история, и здесь в композиции романа есть красивый момент зеркальности с главной детективной историей. - тоже "раздвоения".
Вопрос о жене остался открытым. И ради этого стоит почитать другие книги Джеймса.

Некоторые особенности романа "Убийственно жив" (не знаю, особенность ли это вообще романов Джеймса, поскольку прочитала пока всего один): трупы, которые описываются так подробно, так профессионально, а, следовательно, так натуралистично, что. надоело, стало раздражать и стала пропускать трупные детали. А еще любимая женщина Роя Грейса работает помощником патологоанатома (или она сама патологоанатом?), и в романе она много занята своим делом, а потому описываются запахи, которые она вдыхает, какие они, во что врезается её скальпель, что обнаруживается внутри человека, и т.д. Жуть. И надоело.
Опять-таки слишком подробно и натуралистично описаны сцены борьбы преступника с жертвами, преступника с полицейским - в ход идут противогазы, удавки, свёрла, молотки и т.д. Жуть. Тоже утомляет, хочется пропустить.

Профессиональные интересные детали:
- 71% жертв убивают родные и близкие люди;
- в современном мегаполисе везде и всюду установлены камеры слежения, так что можно проследить движение автомобилей по городу, движение человека, если он правдив и говорит, что был там-то и там-то или, наоборот, лжёт;
- в помощь для расследования стенд с перечнем возможных мотивов убийств: ревность, расизм, гнев/страх, грабеж, власть/контроль, страсть, выгода, нажива, возмездие, человеконенавистничество, ненависть, месть, психоз, секс, поддержание активного образа жизни (!)

Книги, которые читают герои: "Утешения философией", "Дзен и черепаха" - это любимая девушка нашего сыщика учится в свободное время от препарирования трупов на философском факультете. И ее просто чтение: Грэм Грин "Брайтонский леденец", а дальше всё мне незнакомые авторы - Маргарет Атвуд "Рассказ служанки", роман Джеймса Герберта, детектив Наташи Купер, книги Йена Рэнкина.

Кино смотрят и вспоминают тоже не самое плохое, а даже очень хорошее, шедевры даже - "Гражданин Кейн", "Третий человек", "Волшебник страны Оз", "Крупье", "Последний император", "Ночной поезд в Мюнхен", "День сурка", "Охотники за приведениями".

Да, и ещё, кроме пропавшей жены, остался так не проясненным вопрос - кто е в команде Роя (полицейского) сливает тщательно сохраняемую и неразглашаемую информацию журналистам.